0
(0)

«Сетевая журналистика»

Теперь, что касается понятия «Сетевая журналистика». Тут нужно отметить вот что. Не так давно, примерно в 90-х годах прошлого века в системе СМИ появился, наряду с печатью, телевидением и радио, четвёртый тип медиа, который стал использовать цифровой способ передачи информации по компьютерным сетям – Интернету, без учёта расстояний и границ.

Этот новый вид производства информационных продуктов, создаваемых журналистами, в ещё большей степени, по факту, становиться влиятельным источником, формирующим общественное мнение. Интернет вплотную приблизил информацию к потребителю. Причём, носителями информационных образов может быть не только слово, но и картинка, фотография, кино, видео, звук, веб-страница – любой объект, способный передать информацию.

Вообще-то, надо признать, что Интернет, в прямом смысле слова, перевернул мир. Он в корне изменил представление среднестатистического потребителя информации об её истинных объёмах, об её открытости и доступности, об её влиянии на все сферы человеческой жизнедеятельности. Что касается предмета нашего исследования – интернет-СМИ, то очевидно, что Интернет не только обогатил содержание информационной продукции, повысив планку её качества, но и, практически, изменил всю систему СМИ.

Интернет-версии офлайн-СМИ

Веь-журналы и газеты-коллаж

Сетевые СМИ быстро завоевали популярность. Помимо исключительно сетевых СМИ, в интернете представлены абсолютно все так называемые «традиционные» печатные издания и каналы телевидения и радио в виде сайтов, на которых публикуются регулярно обновляемая информация: как правило, это интернет-версии тех же материалов, которые публикуются в офлайн-СМИ. Иногда они выходят с задержкой, а иногда и опережая официальные выпуски новостей. К некоторым материалам и архивам доступ является платным.

По мере того, как количество людей, пользующихся услугами сети Интернет, заметно увеличивается в последние годы, растёт и повышается также и важность, весомость сетевых СМИ. Людей всё больше привлекает то, что интернет СМИ обладают большей степенью независимости, в отличие от классических видов масс-медиа: телевидения и печатных изданий.

К тому же в сетевых СМИ подкупает удобство и скорость предоставления информации: любой пользователь, тратя минимум времени и энергии, имеет возможность узнать всё, что его интересует, не выходя из комнаты. Если раньше приходилось покупать газеты или ждать определённого времени выхода новостной программы на телевидении или по радио, то теперь в любое удобное для пользователя время он может получить ту же информацию (и даже больше, благодаря гиперссылкам) через сеть интернета.

Более того, каждое интернет-СМИ , как правило, имеют свой одноимённый блог в социальных сетях — Facebook, Twitter, Vkontaсte, чаще всего, во всех сразу, где посетители могут оставлять свои комментарии к публикующимся там материалам. Это делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами.

Социальный феномен

Специфика Интернета позволила организовывать регулярное информационное вещание на широкую аудиторию без специального развёртывания особой технической инфраструктуры. Таким образом, почти любой желающий получил возможность создавать средства массовой информации, регулярные интернет-записки превратились из развлечения в социальный феномен. Блогеры живут в мировом виртуальном информационном пространстве и взаимодействуют друг с другом по его специфическим законам, о чём мы и будем говорить в данном курсе.

Предпочтение же, которое потребители информации отдают интернет-СМИ печатной прессе, неоспоримо. Реальность сегодняшнего дня такова, что, в связи с появлением огромного количества передающих устройств с выходом в интернет,  наряду с компьютерами и ноутбуками, — нетбуки, айфоны, смартфоны, планшеты, — ритуал чтения утренней газеты многие читатели прессы давно уже заменили на утренний просмотр RSS-подписок (RSS – аббревиатура   «Электронная лента новостей»).

Swiping like it ain't no thing.

Рассмотрим преимущества интернет-СМИ над печатными на примере журнальной интернет-индустрии, представляющей из себя механизм современного экономического, социального и общественного развития с использованием информационно-коммуникационных технологий:

  • сокращение затрат на печатание и расходов на распространение;
  • возможность повторного использования содержания издания в Интернете, при этом «вторичное использование» журналистского продукта может быть обогащено дополнительными возможностями (движущимся изображением, звуком, гипертекстом);
  • появление новых форм «обратной связи» с читателем благодаря интерактивности (возможность проведения опросов читателей в режиме онлайн, создание общих дискуссионных групп читателей и журналистов, проведение форумов по актуальным вопросам);
  • предложение новых услуг аудитории: богатство оцифрованных архивов, энциклопедий, словарей, пособий и т. д.;
  • освобождение журналистов от физических ограничителей журнально-издательского производства (лимитированное использование площади бумажной страницы): в условиях хранения журналистских продуктов в цифровых архивах онлайновых изданий объем материалов не ограничен.

Нормативы для создания электронных СМИ

Что можно считать электронными СМИ? По мнению некоторых авторов, это факт регистрации. 1 августа 2001 года были приняты постановления о государственной регистрации средств массовой информации, использующих для распространения информации глобальные информационные сети («сетевых СМИ») и проект положения о порядке регистрации.

По данным Минкомсвязи России в п. 2.1 постановления на 2013 год впервые юридически определено понятие сетевого СМИ: «под сетевым средством массовой информации понимается размещаемая в электронной форме в Интернете (и сетях) совокупность периодически обновляемых информационных сообщений и материалов, предназначенных для неопределенного круга лиц. Размещаемые в Интернете и иных глобальных информационных сетях информационные сообщения и материалы рассматриваются как периодические, если производится (предполагается) их полное или частичное обновление не реже одного раза в год».

Так же как печатные СМИ, электронные должны быть зарегистрированы как средство массовой информации в ФГУП НТЦ «Информрегистр». «Электронное издание должно иметь ISBN, систему навигации или меню, а также гипертекст. Помимо веб-сайтов, электронными изданиями могут быть электронные журналы, книги, фотоальбомы и базы данных (энциклопедии и электронные библиотеки), изданные на электронных носителях».

Современный этап развития человеческой цивилизации немыслим без непрерывного расширения сети Интернет. Как было уже сказано выше, для журналистики — сферы общественной жизни, непосредственно связанной со сбором, хранением, обработкой и передачей информации, — знание интернет-технологий является одним из важнейших условий творческой деятельности журналиста.

Именно этим мы с вами, дорогой друг, и займёмся в дальнейших уроках моего видеокурса «Сетевой журналист».

Продолжим в следующем уроке.

[SvenSoftSocialShareButtons]

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.