НОВОСТНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

732939508

НОВОСТНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Поговорим об основном виде материалов – новости.
«Новости» – это сообщение, о каком-либо событии или социально значимом явлении, которое имеет большое значение для аудитории и о котором не было известно ранее.

Остановимся подробнее на новостной журналистике, — а именно так называется жанр журналистики, где сообщается о новостях, — поскольку здесь есть железные правила, которые необходимо соблюдать.

Надо сказать, что в новостную журналистику идут люди с очень быстрой реакцией на появление самой свежей новости, с умением вычленять её, ещё не обросшую слухами, из всего потока информации и подавать её как самую желанную для любого потребителя.

Конечно, журналистам новостных каналов и программ раздают задания, им редактор говорит, над чем надо поработать, что нарыть, какую подробность откопать. Но от журналиста как человека проницательного с острым умом, зорким глазом и цепкой памятью, каковыми и являются создатели выпусков новостей, зависит, будет ли поданная ими новость иметь эффект разорвавшейся бомбы. Да-да, не больше, не меньше.

Этим ребятам дан божий дар добывать сенсационные факты и выпускать их в эфир так. Что внимание миллионов поnребителей этого информационного продукта будет намертво приковано к нему.

В век стремительной смены новостей, поступающих посредством интернета со всех уголков планеты в считанные доли секунды, журналисту надо обладать незаурядными способностями, чтобы уметь выхватить самую суть произошедших событий и рассказать о ней так, как не расскажет никто другой.

Что должен уметь автор новостного жанра?

В его функции входит:
• оповещение населения о самых важных событиях, происходящих в стране и мире;
• включение аудитории, так сказать, в тему, в повестку дня;
• побуждение к какому-либо действию, например, к сопереживанию, а ещё лучше, к желанию помочь нуждающемуся.
При этом создатель журналистской новости обязан соблюдать некоторые правила, как я уже говорила ранее. Это непредвзятость и объективность, то есть точное освещение фактов тех или иных событий в форме беспристрастного описания.
В хронике — описании событий в хронологическом (временном) порядке — существует негласное

правило 5-ти W:

What? – Что произошло?
Where? – Где произошло?
When? – Когда произошло?
What? – Как произошло?
Why? – Почему произошло?
ruchka-i-bloknot-pen-and-notebook И ещё можно добавить для полноты картины – какой результат?

Сам текст новостей составляется по принципу перевёрнутой пирамиды. В начале сообщения – хедлайн (голова, линия), броский яркий заголовок.

Затем идёт лид (с англ. – вводная часть), где должны быть изложены самые важные факты, прямо в первом предложении, буквально в первом абзаце, в двух-трёх предложениях. Но имейте в виду, лид не должен начинаться с придаточного предложения, с названия учреждений или с цитаты, это сбивает с толку. Здесь автор, по сути, отвечает на один или несколько перечисленных выше классических вопросов – что, кто, где или когда?

А вот на вопрос почему? Ответ даётся во втором абзаце – боди (тело).Здесь излагается основной текст, расширяющий информацию, чаще всего, с повторением текста из лида. Дальше, в последующих абзацах, журналист дополняет материал подробностями по мере убывания значимости или важности фактов. Это могут быть ссылки, цифры и другие мелкие детали.

Два этих правила, дорогой друг, нужно выучить наизусть, это основа основ в жанре новостной журналистики.Egon Erwin Kisch1 Как любил повторять Эгон Киш – немецкий журналист чешского происхождения, работавший газетным репортёром в начале 20 века, новость – это не когда собака укусит человека, а когда человек укусит собаку.

А если серьёзно, это сенсация как разновидность новостей – волнующее событие, производящее сильное впечатление. Кстати сказать, историческая заслуга этого журналиста в том, что он первым из новостей с места событий стал создавать очерки, соединив тем самым два вида журналистики – информационной и аналитической. Но об этом позже.

Следует добавить к структуре новости то, что все заголовки имеют изъявительное наклонение, начинаются с существительного, не используются в страдательном залоге и отвечают на вопросы: что? где? когда?

И ещё: в лиде — 5-7 строк, он всегда начинается хедлайном, в котором сообщается, где и когда произошло событие, и заканчивается ссылкой на источник.

Итак, резюмирую для закрепления материала: новость должна быть актуальной, оперативной, краткой и точной, ясно изложенной, и как рыба, всегда свежей. А так же она должна быть понятна и интересна аудитории. Событие должно иметь конфликтный характер и, желательно, связано с известными именами.
Ну и ещё раз отмечу, что факты – упрямая вещь, и их достоверность при изложении не должна претерпеть никаких искажений. Это закон журналистских новостей.

И очень важная деталь: журналист должен быть беспристрастным, в новостях должно отсутствовать авторское «я». Помните: автор новостей не комментирует, он только констатирует факты.

Где журналист черпает информацию для изготовления новостного продукта?

У информационных агенств, конечно же. Что касается наших источников – это ИТАР-ТАСС, ИНТЕР-ФАКС, РИА-Новости. В Великобритании – РЕЙТОР. Во Франции – Ажон Франспремсс. В США – АСШТ-ЭКСПРЕСС.
381713982 5193ffc6c8227.image
Кстати сказать, каждое из этих агентств в настоящее время, в век информационный технологий, является ещё и само по себе СМИ, в онлайн-варианте, со всеми атрибутами интернет-изданий: редакциями, отделами коммуникаций, распространением своих веб-изданий.

Но агентства, конечно же, больше, чем СМИ, они наделены функциями и владельцев  и учредителей, и реализаторов информационной продукции. Так что, как видите, конкуренция в журналистской отрасли зашкаливает, а значит, вакансии на должность журналиста, и тем более, репортёра, никогда не переведутся. Главное, хорошенько подготовиться и быть во все оружии в этой профессии, в чём я и вызвалась вам, дорогой друг, помочь.

На этом всё. Продолжим в следующем уроке….

Навигация

Предыдущая статья: ←

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

Клуб «Сетевой журналист»
«Как бороться с полнотой…»
Заказать обратный звонок
zakaza2t

Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку своих персональных данных. Соглашение

Подпишитесь на обновления сайта

Форма подписки

Подпишитесь на обновление сайта, чтобы получать сообщения о новых материалах "Студии SEVIRA".


Ваше имя
Ваш email:

email рассылки Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку своих персональных данных.

Соглашение

email рассылки
Я на однокласниках
© 2017 Студия "SEVIRA"  Войти Яндекс.Метрика