РЕПОРТАЖ, ЧАСТЬ 1

Репортаж 

Часть 1

В этом уроке я предлагаю поговорить об одной из ключевых профессий в журналистике – корреспондент, в частности, репортёр.

Для начала  скажу о том, что такое репортаж как материал, создаваемый репортёром? Вследствие каких действий возникает этот материал?

362174318Репортаж – это оперативное наглядное отражение событий, где главное внимание уделяется тому, чтобы передать атмосферу уже произошедшего или в конкретный момент времени происходящего события, описать саму обстановку этого события,  обогащая это описание   эмоциональными красками. Помните, я говорила об эффекте присутствия?

Так вот, репортаж должен быть в описании таким наглядным и образным, чтобы все, кто его смотрит (по телевизору) или слушает (по радио), ощутили на себе эффект присутствия, будто они сами в этот момент находятся на месте происшествия.

Появился такой вид новостей на рубеже XIX – XX вв. Он представляет собой симбиоз отчёта и очерка. Предмет отображения репортажа – событие в непосредственном действии, в динамике, в движении. А журналист, который передаёт сообщение, то есть репортаж, о событии, либо только что произошедшем, либо происходящим в реальном времени, что называется – здесь и сейчас, именуется, соответственно, репортёром.

В этом жанре журналисту, в данном случае, репортёру, необходимо включать ощущения и эмоции, как свои, так и очевидцев. Именно эти эмоции и дают возможность зрителю или слушателю мысленно перенестись на место происшествия и испытать эффект присутствия.

Я намеренно акцентирую на этом ваше внимание, потому что эмоции по отношению к какому-то событию, сопровождающие его описание в репортаже, — главная особенность этого жанра.

Разновидностью новостей с мест событий является сенсация – волнующее происшествие, производящее сильное впечатление. Как любил повторять немецкий газетный репортёр начала XX века Эгон Киш: «Сенсационная новость – это не когда собака укусит человека, а когда человек укусит собаку».

Кстати, заслуга Эгона Киша заключается в том, что он первым из новостей стал создавать репортажи с мест событий, соединив два вида журналистики – информационный (отчёт) и аналитический (очерк).

Как я уже говорила, повторю ещё раз для закрепления материала, — новость должна быть актуальной, оперативной, кратко, ясно и точно изложенной, и,  как рыба, всегда свежей. А также она должна быть понятна и интересна для аудитории. К тому же, событие обязательно должно иметь конфликтный характер и, желательно, связано с известными именами, к которым приковано всеобщее внимание. Это всегда гарантия того, что новость не останется незамеченной.

Ну и, ещё раз скажу о том, что факты – упрямая вещь, и их достоверность при изложении событий журналистом не должно претерпевать никаких искажений. Это закон новостной журналистики, который вы должны запомнить как «Отче наш…» Текст Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», где указаны эти нормы, вы можете прочесть, перейдя по этой ссылке.

Я дала определение, что такое репортаж.

А кто же такие – репортёры или корреспонденты?


интервью у очевидца Корреспондент
– журналист, обязанный выполнять особое задание редакции, независимо от степени его сложности. Или это узкопрофильный специалист в определённой области журналистики. Он собирает и обрабатывает информацию для  периодических изданий, радио, телевидения.

Репортёр – журналист, который собирает и обрабатывает самую свежую информацию о ежедневных событиях, происходящих в реальном времени или произошедших только что. Репортёр должен обладать ярко выраженными свойствами, как то: мобильность, оперативность, выносливость и умение запоминать мельчайшие детали и выхватывать самую суть неопровержимых доказательств того, что происходит здесь и сейчас или только что произошло.

———————————————————————-

Задание

Попробуйте себя проверить, годитесь ли вы для выполнения репортёрской работы:

При входе впервые в какое-либо помещение оглядитесь по сторонам в течение одной минуты (не более), затем закройте глаза и постарайтесь воспроизвести в памяти всё то, что вы увидели. Потом откройте глаза и, не подглядывая, запишите в блокнот по памяти перечень всех тех предметов, которые находятся в этом помещении. Старайтесь не упустить ни одной мелочи. Сравните действительное положение вещей с вашими записями и решите для себя, сможете ли вы стаь репортёром.

———————————————————————————

Способы подачи новостей бывают:

  • жёсткая – это краткое, сжатое изложение только сути происшествия, когда репортёр ограничивается перечислением сухих фактов;
  • мягкая – с дополнениями и элементами интриги. Тут в ход пускаются любые мелочи и детали, любые догадки и подозрения, любые намётки в анализе этого события, в зависимости от того, конечно, насколько уверенно можно говорить о деталях предварительного расследования.

Как правила, репортёр собирает сведения по горячим следам ежедневных происшествий, событий, мероприятий. Специализаций у репортёра бывают, как правило, такие:

  • криминальный-,
  • спортивный-,
  • военный-,
  • фото-репортёр.

3732131

Обратимся к истории репортажа и вспомним, что самым первым репортёром, которого называли «король репортажа», был Владимир Гиляровский,  знаменитый дядя Гилей, автор нескольких книг, самая известная – «Москва и москвичи».

А самый его яркий впечатляющий репортаж — «Катастрофа на Ходынском поле». Рекомендую почитать, чтобы у вас сложилось представление о том, каким должен быть репортаж, способный поднять рейтинг любого оффлай- или онлайн-издания.

 

Итак, перечислим признаки репортажа:

  • динамичность;
  • наглядность;
  • эффект присутствия;
  • максимальная насыщенность деталями (информативность), которые описывают обстановку – выражение лиц, характер речи, жестикуляция, манера поведения и др.;
  • наличие автора как очевидца события и его личное эмоциональное отношение к происшедшему – словесные краски, выражающие его переживания;
  • наличие свидетелей – очевидцев или участников происшествия;
  • язык изложения, совмещающий документальность и художественность.

Виды репортажей:

  • событийный – с места происшествия;
  • традиционный (футбол, концерт);
  • проблемный, с элементами анализа (например, о безбилетниках в транспорте);
  • познавательный – о какой-либо знаменательной дате, о празднике на предприятии и др.;
  • постановочный — некий эксперимент, испытанный корреспондентом на себе.

Последний пункт разберём поподробнее.72823714_Wallraff

Что же такое «постановочный репортаж». Это когда репортёр играет какую-то роль с переодеванием. Самым знаменитым репортёром, владеющим «мастерством маски», является наш с вами современник немецкий журналист Гюнтер Вальраф. Он мастерски перевоплощается, когда устраивается на работу, предварительно переодеваясь и перекрашиваясь, маскируясь под облик какого-то профессионального работника. Затем он  втирается в доверие и вписывается в среду для добычи информации по той или иной проблеме, остро интересующей общественность. Этот метод вполне законный, но, надо сказать, рискованный, нужно обладать актёрскими талантами, чтобы раньше времени не быть разоблачённым.

Кстати, Гюнтер Вальраф считается основоположником жанра «журналистское расследование». Он первым стал использовать метод включённого наблюдения и эксперимента, надевая различные «маски» и, тем самым, обнажая проблемы общества. Об этом он и написал в своей книге.

Источники информации

Речь пойдёт о том, как искать источники информации, от кого можно получить сведения, нужные для написания текста для репортажа, и как их потом сортировать.

В новостной журналистике не столь важно умение хорошо писать тексты. Здесь главными являются навыки, которыми должен обладать корреспондент, помогающие докапываться до истины, до правды. Мы о них уже говорили выше, это — наблюдательность, отличная память, непредвзятость, честность, неподкупность и др.

Для репортажа мало получить нужные сведения от очевидцев и участников того или иного события. Необходимо раздобыть ещё и массу дополнений, состоящих из мельчайших деталей, в которых, как известно, кроется дьявол. А главное, найти в себе гражданское мужество не скрыть их от общественности, не утаить за подкуп или банально не упустить из виду из-за  невнимательности или спешки. Если, конечно, эти детали не имеют гриф «секретно». Журналисту этого жанра, как никому другому, нужны духовная чистота, правильные мировоззренческие ориентиры для соблюдения максимальной правдивости фактов.

Информационными источниками могут стать:

  • люди,
  • документы,
  • архивы,
  • интернет,
  • письма из организаций и фирм и пр.

Корреспондент всегда выполняет особое задание редакции, как мы уже говорили. Получив такое задание, он выдвигается на место происшествия по определённому адресу и собирает текущую информацию, осматривает, словно зоркий сокол, театр действий, выхватывая основные, главные моменты. Он расспрашивает людей, встретившихся на данном объекте, всё это фиксирует в записи на диктофон и в блокнот.

Обрабатывая собранный материал, корреспондент должен уточнять какие-либо детали, обращаясь в архивы, анализируя информацию, взятую из интернет, делая запросы в официальные органы для подтверждения достоверности того или иного факта.

Надо уточнить, что тут есть градация: репортёры новостных агентств и радио-каналов имеют меньше времени для сбора дополнительной информации, чем телевизионных СМИ. А репортажи печатных изданий изобилуют деталями, время терпит, потому они создаются гораздо дольше. Что же касается сетевых СМИ, то тут информацию копают круглосуточно, беспрерывно её обновляя.

Резюмируем.

Репортёр – это «рабочая лошадка», вкалывающая ненормированный рабочий день (или ночь). Это основной специалист в журналистике, идущий в профессию по зову сердца. Он обладает ярко выраженной склонность к выполнению особых заданий редакции. Ленивым в этом виде журналистике делать нечего. Честный и бескомпромиссный, наблюдательный, с реакцией кошки, способный сопереживать, репортёр видит и слышит то, чего не видят и не слышат другие. Он мастерски вычленяет факты, нужные для представления цельности картины, руководствуясь порой одной только интуицией.

Репортёр не принадлежит себе. Чтобы он не делал и где бы не находился, он всегда, по первому зову, готов бросить всё и мчаться на задание редакции. Репортёр – журналист от бога.

Продолжение следует….

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

Клуб «Сетевой журналист»
«Как бороться с полнотой…»
Заказать обратный звонок
zakaza2t

Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку своих персональных данных. Соглашение

Подпишитесь на обновления сайта

Форма подписки

Подпишитесь на обновление сайта, чтобы получать сообщения о новых материалах "Студии SEVIRA".


Ваше имя
Ваш email:

email рассылки Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку своих персональных данных.

Соглашение

email рассылки
Я на однокласниках
© 2017 Студия "SEVIRA"  Войти Яндекс.Метрика