ИНТЕРВЬЮ, Части 1 и 2

ИНТЕРВЬЮ

Часть 1

В этом уроке мы с вами разберём, дорогой друг, самый распространённый жанр в журналистике – интервью. Это один из самых важных способов поиска информации, как мы уже говорили, и один из главных методов работы журналиста любых СМИ.

вопрос

Жанр «Интервью» представляет собой разговор двух лиц – журналиста и его собеседника, по общественно значимому поводу. Интервью берут тогда, когда требуется мнение эксперта по какому-то конкретному  вопросу, или важно узнать его позицию по отношению к той или иной проблеме общества. Или интересен сам человек, у которого было бы полезно взять интервью, чтобы выяснить его личную точку зрения по разрабатываемой журналистом теме с тем, чтобы потом, после общения, создать психологический портрет этого известного человека – selebrity.

Но брать интервью по закону жанра совсем не просто. Именно об этом я и хочу вам, дорогой друг, рассказать, чтобы вы имели полное представление не только о том, как, зачем и кого журналист интервьюирует, но и весь процесс подготовки к этому действу.

О том, у кого надо брать интервью, как и зачем, мы в предыдущих уроках разобрали. Теперь выясним, как же готовиться к этому заданию редакции и что делать с полученным после беседы материалом.

Задача журналиста заключается в том, чтобы из всего разговора с собеседником отобрать самую суть, вычленить всю необходимую информацию. И затем честно и правдиво, опираясь на достоверные источники, сообщить людям новость о наиболее важном событии, обрамив её в канву художественных выразительных средств русского языка. Либо отразить мнение компетентного авторитетного человека, осветить значимое событие со ссылкой на мнение этого собеседника, сдобрив свой материал  эмоциональными красками для остроты восприятия.

Интервью бывают в таких формах, как:

  • полилога (без вопросов журналиста);
  • диалога (вопрос — ответ);
  • беседы (разговор по душам);
  • анкеты (на бумаге).

Это что касается структуры самого интервью.

Теперь поговорим о подготовке к интервью, и это, смею вас заверить, тяжёлый кропотливый труд. Не в смысле – тяжёлый физически, а в том смысле, что журналисту приходится вкладывать немало интеллектуального труда, чтобы не дай-то бог не задать бессмысленных вопросов. К тому же у читателей, зрителей и слушателей этого интервью должно создастся впечатление, будто собеседники только что встретились, и так красиво говорят, что хочется их слушать и слушать.

На самом деле спонтанные интервью случаются очень редко, и если выходят в свет не подготовленные тексты, то их, как правило, тяжело слушать, потому что они грешат массой ничего не значащей информации, а собеседники косноязычны, часто повторяются, заполняя то и дело запинающийся разговор банальностями и словами-паразитами.

Хотя, надо заметить, что интервью с места какого-либо происшествия обычно бывает спонтанным, но на этот случай у хорошего журналиста припасено несколько дежурных заготовок, ему остаётся только подкорректировать их на ходу в соответствии со сложившимися на данный момент обстоятельствами.

Но давайте мы разберёмся, какую же подготовку должен пройти журналист к интервью, в котором будут подниматься актуальные проблемы, требующие какого-то решения, чтобы материал получился безупречным и вызвал подлинный интерес у потребителя такой информации.

Прежде всего, после выбора собеседника, необходимо собрать как можно больше информации об этой личности. И далее нужно обозначить и сформулировать проблему, которую представитель СМИ хочет обсудить с интервьюируемым.интервью

Собеседником может стать абсолютно любой человек, невзирая на иерархический статус, научную степень, происхождение, социальное положение, лишь бы он был компетентным в обсуждаемых вопросах. Например, об экономических проблемах может гораздо интереснее рассказать хозяин какого-нибудь, образно говоря, свечного заводика, нежели чиновник из министерства экономического развития.

И совсем не обязательно это должен быть богатый человек, который рассказал бы, как он сделал свой первый миллион. Это может быть кто-то типа Святого Франциска, который всю свою жизнь без устали мотыжил свой участок земли. И он-то не понаслышке знает, какие проблемы бывают у человека труда и как их можно решить.

Часть 2

Ну что ж, тему, отражающую некую социальную проблему , мы обозначили, где её взять, надеюсь, понятно. С выбором авторитетного специалиста, ну или просто компетентного в выбранной вами теме, тоже всё понятно, и о встречи вы уже договорились.

И тут наступает самый важный момент: вы не должны полагать, что всё пройдёт как-нибудь само собою. Уверяю вас, все трудности вас ожидают впереди.

hard work

Повторюсь, что прежде всего вы должны заранее собрать море подробной информации об этом человеке и о проблеме, которую вы хотите с ним обсудить. Нужно прямо записать тезисно, кто он и что делал и делает сейчас, чем дышит, так сказать, и какие он уже предпринимал шаги по направлению к решению актуальной проблемы, поднятой вами на обсуждение. Очень важно хорошо разбираться в выбранной вами теме, чтобы не попасть впросак, чтобы вас невозможно было сбить с толку какой-нибудь деталью.

Вам необходимо докопаться до самой сути проблемы, вдаваясь в подробности наводящими вопросами, будучи абсолютно уверенным, что она интересна вашей аудитории.

Кстати, информацию о проблеме хорошо бы несколько раз тщательно перепроверить, ведь может оказаться так, что она уже неактуальна или на ней стоит гриф секретности, ну, или ещё по каким-то причинам её затрагивать не стоит.

Об интервьюируемом с громким именем следует искать информацию в архивах, в библиографических и тематических справочниках. И, конечно же, в интернете, в частности, в «Википедии». В архиве печати можно запросить список публикаций об этом человеке.

Так же, хорошо было бы пообщаться с людьми из его окружения. И помните, никогда не ограничивайтесь информацией, пусть даже кажущейся очень полной, из одного единственного источника. И если вы в чём-то сомневаетесь, лучше спросить у вашего собеседника напрямую, так ли или то-то и то-то относительно его личности.

Информации об очень известных людях в интернете, как правило, в избытке, но её обязательно нужно проверять и перепроверять в архивах, чтобы не допустить небрежности в подаче материала. И вот ещё что: в СМИ и в архивах сведения о публичных людях изобилуют, и ваша задача потому и усложняется тем, что вы должны раскрыть грани его личности, о которых известно немногим. Только в этом случае интервью со знаменитостью заинтересует широкую аудиторию, если не сказать всех.

Сакцентирую ваше внимание, дорогой друг, на одном очень важном обстоятельстве. Старайтесь не задавать банальных вопросов, как то:

Какой цвет вы любите?

Кто ваш любимый актёр?

Каковы ваши планы на будущее?

Каких животных вы любите?

Что бы вы взяли на необитаемый остров?

Кого вы предпочитаете – блондинку или брюнетку?

Эти вопросы уже набили оскомину. Но если они появятся во время интервью в каком-то конкретном контексте, то ещё полбеды. А вот если вы построите на них всю встречу – это будет катастрофа. Считайте, что ваш «титанический» труд потерпел крах, и интервью, даже если его не заблокирует редактор, никому не будет интересно.

При составлении вопросов, которые не должны остаться без ответов, нужно не забывать, что всё может быть иначе, как это бывает, когда журналист слишком самонадеянно пускает свою работу на самотёк. Список вопросов обязательно должен быть выписан на листе бумаги. Мало того, журналист обязан заранее предоставить его интервьюируемому, если будет такая просьба, чтобы он мог подготовиться к ответам.

А вот, наводящие вопросы, которые могут возникнуть во время интервью, — это уже журналистская импровизация, без которой разговор будет скучным, неинтересным. Тут уж можно и обескуражить собеседника неожиданным вызовом к откровению. Однако после интервью, если интервьюируемый пожелает удалить неудачные ответы, нужно будет подчиниться его требованию.

Мы уже говорили с вами, дорогой друг, что необходимо как можно больше раздобыть информации о собеседнике. Для чего это нужно? Да чтобы вы могли спрогнозировать, какой ответ последует на тот  или иной вопрос, и чтобы понять, какие вопросы задавать не следует, а какие, собственно, задать просто необходимо. А уж для такой формы интервью, как анкета, много информации не бывает. Чем больше вы узнаете о человеке, тем лучше у вас получаться вопросы. И очень важно всегда помнить, что вопросы никогда не должны быть в «дурном» тоне.

А есть и постоянные вопросы, вот они:

  • Какой вы? Ваши достоинства и недостатки?
  • Ваши наибольшие успехи?
  • Ваши провалы и неудачи?
  • Как вы понимаете слово «дружба»?
  • Что для вас значат женщины (мужчины) в вашей жизни?
  • О чём вы мечтаете?

Есть так называемая «Анкета Пруста», получившая своё название в честь писателя Марселя Пруста, который отвечал на неё дважды: будучи подростком и и спустя 5-6 лет. Эта анкета содержит 100 вопросов. Во Франции в конце 70-х годов 20 века вышла книга «100 французских писателей отвечают на «Анкету Пруста». Вот эти вопросы:

Марсель Пруст

  • Качества, которые Вы больше всего цените в мужчине?
  • Качества, которые Вы больше всего цените в женщине?
  • Ваше любимое занятие?
  • Ваша главная черта?
  • К чему Вы испытываете самое большее отвращение?
  • С кем из когда-либо живущих на Земле, Вы хотели бы поговорить?
  • Способность, которой Вы хотите обладать?
  • В каких случаях Вы лжёте?
  • Ваш девиз?
  • Оказавшись перед Богом, что Вы ему скажете?

Попробуйте сами ответить на эти вопросы, думаю, вам будет интересно это сделать.

Продолжение следует….

 

Навигация

Предыдущая статья: ←

Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

Клуб «Сетевой журналист»
«Как бороться с полнотой…»
Заказать обратный звонок
zakaza2t

Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку своих персональных данных. Соглашение

Подпишитесь на обновления сайта

Форма подписки

Подпишитесь на обновление сайта, чтобы получать сообщения о новых материалах "Студии SEVIRA".


Ваше имя
Ваш email:

email рассылки Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку своих персональных данных.

Соглашение

email рассылки
Я на однокласниках
© 2017 Студия "SEVIRA"  Войти Яндекс.Метрика