5
(2)

В этой статье я хочу рассказать, как подготовиться к выступлению, будь то перед аудиторией или для онлайн-трансляций в реальном времени. И в одном, и в другом случае принципы, правила и приёмы, в сущности, одинаковые. ЦЕЛЬ ОДНА — ЗАВЛАДЕТЬ ВНИМАНИЕМ АУДИТОРИИ.

Определённых правил, которые были выработаны наукой о риторике, предостаточно. Но есть такое фундаментальное понятие как правила риторической руки. Что же это такое простыми словами? Вот об этом и многом другом и поговорим.

Как готовиться к публичному выступлению — 5 правил

Термин “Риторическая рука” относится к совокупности приёмов и правил риторики, которые помогают ораторам быть более убедительными в выражении своих идей. “Риторическая рука” – это набор правил, которые используются для создания ярких и выразительных выступлений.

Риторическая рука

Риторическая рука

Пять правил риторической руки

Есть такая поговорка: знаю, как свои пять пальцев. И вот представьте, что каждый палец — это какое-то определённое правило. Таких правил, соответственно, 5, и их вам необходимо знать. Это сравнение максимально просто описывает  подготовительный процесс к выступлению.

Итак, каждый «палец» обозначает определенный алгоритм действий, которые оратор должен выполнить, чтобы его выступление имело успех.

1. ОДНА ТЕМА

Одна неизменная тема выступления должна быть незыблемой. Необходимо четко сформулировать одну тему и не отходить от неё ни на шаг. Это будет первый палец. Можете даже записать тему на А4 крупными буквами и в процессе подготовки к речи куда-нибудь повесить этот листок как шпаргалку.
Потом, конечно же, вы будете отходить от темы, углубляясь в какие-то детали, перечислять подробности, нырять в дебри. Но вы всегда должны помнить о теме своего выступления. Хотя уход от темы может быть и частью риторического приема, кто знает, какую тактику вы предпочтёте.

Но, всё же, в глобальном смысле тему одного выступления лучше не менять. Это будет способствовать более лёгкому восприятию вашей речи аудиторией.

 

2. ЛОГИКА

Порядок аргументов очень важен. Оратор должен быть логически аргументированным и составить свои слова так, чтобы они звучали убедительно. Второй палец риторической руки включает логические приемы, такие как использование доказательных значений, перечисления, гипербол, риторических вопросов, параллелизма, антитезы и др.

Порядок расположения аргументов в вашей речи, то есть доказательств пользы от ваших тезисов, должен быть от менее до более сильных:

  • второй по силе ставим первым
  • третий по силе – вторым
  • самый сильный — в конце.

Например, я хочу убедить свою аудиторию в том, что моя книга “ГОВОРИ И ВЛАСТВУЙ!”  поможет карьерному росту (то же самое можно подогнать к презентации товара, услуги, продукта). Что тут можно перечислить?

Получив знания, вы:

  • станете грамотным
  • станете высокооплачиваемым
  • станете уверенным в себе.

Как бы вы разместили эти доводы? Лично я расставила их именно в таком порядке, как написала. Почему?

  1. Высокооплачиваемым стать сразу от прочтения одной только книги возможно, но с большой натяжкой, потому что понадобятся ещё и определённые навыки.
  2. Грамотность повысит степень подготовленности специалиста — это аргумент, но слабоват, ведь грамотных людей много, а успешных — единицы.
  3. А вот уверенность в себе — это ключ к любому успеху, и именно он является самым главным мотиватором. Его-то и ставим завершающим аккордом.

Можно ещё и так порассуждать

Предположим, вы хотите убедить слушателей в необходимости заниматься физическими упражнениями. Вы можете использовать второй палец риторической руки — определенные логические приемы, чтобы повысить убедительность своего выступления.

Например, вы можете использовать параллелизм, сравнивая состояние тела человека, который ведёт активный образ жизни, с состоянием тела того, кто пассивен и инертен. Как автомобиль, который редко используется, начинает заводиться хуже, и его запчасти быстрее изнашивается, так и наше тело нуждается в ежедневных упражнениях, чтобы быть здоровым и полным энергии.

Ну и в самом конце выступления нужно резюмировать, подвести итог. Над всеми этими вопросами надо тщательно поработать на стадии подготовки к выступлению.

 

3. ЛЕКСИКА

Уделяйте особое внимание подбору слов. Каждая речь состоит из слов, и оттого, какие слова произносит оратор, зависит степень его осведомлённости в данной теме, т.е. интеллекта, и уровень его культуры. Третий палец — это качество слов.

Так, тему выбрали, аргументы накидали в виде плана и определили их последовательность, что за чем говорить, по возрастающей силе аргументации.

Теперь нужно подумать о наборе нужных слов — правильной лексике, с помощью которых будет донесена до слушателя наша мысль. Как изъясняться, — посредством простых или ложных слова?

Что выбрать?

Сложные слова будут характеризовать вас как архи образованного, но, скорее всего, вас мало кто поймёт. Ведь вас хотят послушать те, кто только хочет быть похожим на вас, чему-то у вас научиться.

А простые слова делают речь доступнее для понимания и слушатели лучше её усваивают. Но тут важно не перестараться, чтобы не прослыть Эллочкой Людоедкой.

Вообще, нужно смотреть на тех, к кому вы обращаете свою речь. Если ваша аудитория молодёжная, то вполне уместно будет использовать в своей лексике сленг. Только соотносите свою речь с вашим возрастом, чтобы не выглядеть смешным. А профессионализмы и непонятные термины на иностранном языке перед неподготовленными слушателями лучше не употреблять.

Но если ваш слушатель в теме, можете смело жонглировать специфическими терминами. Как говорится, говори с говорящим на его языке.

Примеры – это один из самых эффективных способов убедить слушателей в правильности своей точки зрения. Риторическая рука включает такие приемы, как аналогии, истории, отсылки к личным ощущениям и опыту.

Представьте себе, что вы хотите убедить слушателей в том, что чтение книг является полезным и увлекательным занятием. Вместо простого перечисления пользы и преимущества чтения, вы можете использовать риторическую руку и привести живой пример.

Например, вы можете рассказать историю о том, как вы погрузились в ту эпоху, которая описывается в книге, и представили себя на месте главной героини. А героиня та была, ни много ни мало, царицей, и она вершила судьбы целых народов, но сама оставалась одинокой и беззащитной. И вот вы представляли, как бы вы могли изменить ход истории, если бы принимали другие решения. Это личное воспоминание связывает абстрактную идею чтения с живым опытом, что сделает вашу речь более убедительной.

Чем ещё можно воспользоваться?

Не забывайте о выразительных средствах языка. Использование тропов — оборотов речи — сделает ваше выступление ярким и запоминающимся. Об этом подробно ещё будем говорить.

Однако имейте в виду, что некоторые иносказания могут быть неправильно истолкованы. Продумывайте хорошенько каждое слово, каждый фразеологизм, каждый троп, чтобы не стать превратно понятым.

И да, выражайте своё отношение к тому, о чём говорите, посредством эпитетов, подчёркнуто выразительных. И избегайте полутонов и неопределённостей. Никаких колебаний, слушателю нужна ваша уверенность в том, о чём вы говорите.

 

4. ЗАПОМИНАНИЕ

Выступающий должен хорошо запомнить свою речь. Четвёртый палец — это память. Существуют определённые методики для скорейшего запоминания, так называемые мнемотехники или мнемоники.

Мнемотехника — это техника запоминания информации, которая помогает запомнить большой объём информации более быстрым способом. Это может быть любой приём, который увеличивает способность человека к запоминанию и воспроизведению информации.

Но это тема отдельного разговора. В этой статье скажу только, что воспроизводить подготовленный текст нужно целиком, не упуская ни одной его части.

Но учить речь наизусть совсем необязательно. Иначе она потеряет свою эмоциональную окраску, станет сухим изложением каких-то фактов. Не упустите основные тезисы, возможно, какие-то яркие афоризмы, которые вы подобрали.

Многие спикеры готовят заранее презентацию и, перелистывая слайды во время выступления, вспоминают, что и в какой последовательности нужно говорить. Не старайтесь повторять подготовленную речь слово в слово.

 

5. ЭМОЦИИ

Очень важно то, как вы произносите речь. Многие ораторы придают большее значение форме выступления, чем содержанию. Пятый палец – эмоциональность.

Если посмотреть на американского бизнес-тренера и оратора-вдохновителя Тони Робинсона, то у него вообще всё просто. Он на своих мотивационных семинарах прыгает на сцене, как ребёнок, и выкрикивает какие-то тезисы , и всё. Не мудрствуя лукаво, он ведёт за собой массы народа.

Но я не призываю вас тоже козликом прыгать и жестикулировать, можно обойтись и без этого эпатажа. Но, согласитесь, если спикер сидит перед экраном или стоит на сцене как мумия, это вряд ли кого-то зацепит и побудит прислушаться к нему, даже если он говорит умные вещи. Хотя бы мимикой лица, глазами, не знаю, ушами)) он должен выражать свои эмоции.

Ведь что самое главное

Одной из важнейших целей эмоций является стремление оратора убедить аудиторию в правильности своей точки зрения. Как правило, это достигается с помощью создания определенной атмосферы и настроения.

Эмоции играют важную роль в процессе убеждения людей. Используя яркие и даже хлёсткие слова, подкреплённые эмоциями, оратор может вызвать в слушателях гнев, страх, сочувствие и т.д.

Допустим, вы хотите убедить слушателей в необходимости заботиться об экологии. Вместо обычных фактов о загрязнении окружающей среды вы можете использовать пятый палец риторической руки, чтобы вызвать у слушателей сильные эмоции. Например, вы можете рассказать историю о маленькой птичке, которая пострадала от масляного пятна и погибла. Здесь вы используете живой пример, чтобы вызвать сочувствие и волнение у аудитории.

Таким образом, с помощью правил риторической руки — единой темы, логики, лексики, памяти и эмоций, позволяет оратору достигать максимального уровня убедительности в своих выступлениях. Быстро и легко запоминаемые правила помогают создавать яркие и интересные выступления, которые часто производят на слушателей глубокое и незабываемое впечатление.

А можно ещё и так сформулировать правила успешного выступления:

  1. На стадии подготовки к выступлению нужно задать себе три вопроса:
  • “Что я хочу сказать?”
  • “Как я это скажу?”
  • “Почему я это скажу?”

Это поможет сформулировать свою мысль ясно и убедительно.

2. В начале речи задайте себе один вопрос:

  • “Как я буду говорить?”

Это поможет настроить вашу речь на нужный тон и стиль, чтобы достичь максимального эффекта.

3. После того как вы сформулировали свою мысль, задайте себе пять вопросов:

  • “Кому я говорю?”
  • “Что они знают об этом?”
  • “Что им нужно знать об этом?”
  • “Как они отреагируют на это?”
  • “Какой результат я хочу получить?”

Это поможет определить целевую аудиторию и достичь желаемого результата.

4. В процессе речи задавайте себе два вопроса:

  • «Почему я говорю это? «
  • “Зачем я это говорю?”

Это поможет сделать вашу речь более логичной и убедительной.

5. В конце речи задайте себе вопрос:

  • “Когда я достигну своей цели?”

Это поможет вам определить, насколько эффективно вы провели свою речь и какие изменения нужно внести в следующий раз.

Если ваше выступление скучное, речь невнятная и монотонная – вас просто не будут слушать. И без разницы, насколько гениальна мысль, которую вы пытаетесь донести.

Поэтому практикуйтесь в риторике как можно чаще, развивайте свой ораторский талант. Учитесь притягивать к себе внимание аудитории, учитесь быть интересным ей.

Ораторские способности можно и нужно развивать – это полезно для каждого человека.

Онлайн-курс по риторике «ГОВОРИ И ВЛАСТВУЙ!»

Предлагаю вам свой онлайн-курс по риторике «ГОВОРИ И ВЛАСТВУЙ! Как оратору завладеть вниманием аудитории?” — для видеоблогеров и представителей речевых профессий. Это уникальный цифровой курс, который состоит из 3-х модулей с практическими упражнениями.

Программа курса:

Модуль 1. Мини-курс “”Три кита техники речи: дыхание, голос, дикция”.

Теоретическая часть с примерами о таких составляющих устной речи, как дыхание, голос, дикция и элементы орфоэпии.

Модуль 2. “Чистая практика” (закрепление изученного материала Модуля 1)

Упражнения и техники для улучшения голоса и артикуляции при выступлениях на публике, озвучке видео, деловом общении, ну и просто коммуникации с кем-либо.

Модуль 3. “Я оратор”

Основы ораторского искусства, а именно — подготовка к выступлению, правила риторической руки, ТАП-аргументация, приёмы избавления от страха публичного выступления и др.

Переходите на сайт, чтобы узнать подробности этого курса — https://rech.sevira.ru

Если у вас возникнут вопросы, вы можете связаться со мной в соцсетях —

Телеграм — @sevira21 и канал Студия SEVIRA https://t.me/studio_sevira, Студия SEVIRA Chat — https://t.me/+AocK6VkeJjAwOGQ6

ВК. — https://vk.com/isevryugina

YouTube — http://www.youtube.com/c/ИринаСеврюгина14

WhatsApp — https://chat.whatsapp.com/IyX9rlP4tnZ7OnQI6cdUrk

Я обязательно отвечу!

РЕКЛАМА, «Студия SEVIRA», Erid: 2VtzqxaNTvx

блогер

Что ещё можно почитать на моём сайте…

Как вести свой блог согласно Google-навыкам?

6 способов как журналисту зарабатывать в интернете

12 простых приёмов ораторского искусства, которые из обычной речи делают речь великого оратора

5 вопросов про SEO-оптимизацию. Что это такое 

С какого возраста можно становиться видеоблоггером? 

Как стать журналистом без образования

8 основных способов как стать успешным блогером в YouTube (или в Rutube), в Вконтакте и на сайте

Программы и сервисы для блоггера — ТОП 10 необходимых ресурсов, которые должен освоить блогер

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.