Поговорим о профессиональной этике журналиста, поскольку именно на этике должна базироваться вся работа публичного человека.

Этика – (с гр.) обычай, привычка, нрав. Это наука о морали. А мораль (с лат.) означает нравственность, ценности и нормы поведения людей.

По Аристотелю, этика – это наука о благе человека, это наука о счастье, о том, как прийти к счастью.

Общество использует мораль по доброй воле, в отличие от права, которое имеет принудительную функцию. Но, тем не менее, мораль формируется в обществе раньше права, она возникает поэтапно после инстинктивного управления обществом как добровольный механизм. Это означает, что любое общество испытывает потребность в том, чтобы отойти от инстинктов и жить по законам саморегулирования – морали и нравственности. А уже вторым этапом эволюции общества является государственное право.

Так вот, осознание индивида, контролируемое обществом, должно быть присуще журналистам более, чем кому-либо, потому что они – люди публичные и, соответственно, имеют кратчайший путь к умам и душам своих читателей, зрителей и слушателей посредством различных масс-медиа.

Закон о СМИ и этические нормы. Кодекс журналистской этики и поведения.

У журналистского сообщества есть как закон о СМИ, так и этические нормы, законы и уставы. И мотивы поведения журналистов определяются его моральными принципами, и даже с большей ответственностью, чем мотивы поведения простых  граждан. Журналист вещает на аудиторию без разбора, в какой степени подготовленности к получению той или иной информации находится её потребитель, достаточно ли он окреп умом и душой, чтобы в случае подачи, не дай бог, безнравственной информации, он смог её не принять и отвергнуть, ну или не заострять на ней своё внимание.

Из этого следует сделать вывод: журналисту необходимо иметь моральную установку – внутреннее побуждение к исполнению нравственных законов, призванных «не навредить». Совесть, долг, ответственность, чувство собственного достоинства и, так сказать, честь мундира – вот те черты, которые должны быть присущи любому журналисту, и вообще, публичному человеку.

База профессиональной этики журналиста зиждется на общечеловеческих принципах – 10 заповедях Иисуса Христа. Добро и идеал, благородство и добродетель – это  ценностные ориентиры, которые определяют критерии морального поведения людей, способных, или призванных по долгу службы, влиять на умы людей.

Ещё раз подчеркну, что профессиональная этика – это юридически не фиксируемые, но принятые в журналистской среде как аксиома и поддержанные общественным мнением принципы, нормы и правила поведения.

Первый кодекс профессиональной морали был составлен ещё в ХVIII веке. В письме «Рассуждение об обязанностях журналистов…», датированном 1754 годом, Михайло Ломоносов расписал по пунктам, каким должен быть журналист. Кому интересно, может почитать, о чём наш великий ученый, писатель и поэт, крупный политический деятель эпохи Екатерины II пишет на сей счёт.

Главным девизом журналиста является: «Нравственность превыше политики!» Каждый автор журналистских материалов должен чётко осознавать, что он несёт персональную ответственность за свои слова и что он готов за эти слова отвечать. Данные принципы универсальны, они одни на все времена.

Перечислю ещё несколько принципов, на которых базируется профессия «журналист»:

  • правдивость – максимально точное представление фактов;
  • объективность – полнота изложения фактов с учётом мнения всех заинтересованных сторон происшествия или события;
  • партийность – раз и навсегда выбранная позиция;
  • идейность – целостность убеждений;
  • народность – забота о народе и его интересах;
  • массовость – распространение своего информационного продукта на как можно большую аудиторию и налаживание обратной связи как нормы;
  • патриотизм – основание своего мировоззрения на исторических корнях своей страны;
  • интернационализм – освещение информации обо всех нациях и народах, составляющих население земного шара,  на равных.

Ну и последний принцип из самых важных:

  • демократизм – журналистика как четвёртая власть — от имени народа. Необходимо обучать и осведомлять народ,  предоставлять возможность самому народу высказывать своё мнение по всем жизненно важным вопросам — вот основные принципы журналистской деятельности.

Закон о СМИ гарантирует свободу слова, и наряду с этой привилегией появилась большая ответственность. Журналистика играет важную роль в нашем демократическом обществе, и, следовательно, журналисты должны демонстрировать самые высокие этические стандарты. Защита целостности журналистики также означает защиту доверия к журналисту, и это то,  что зрители ожидают от авторитетных источников новостей. Как студия журналистского образования, мы обязаны требовать журналистского мастерства от наших подписантов, следуя передовой практике профессии и кодексу этики. Этот сайт должен направлять вас, поскольку вы можете стоять перед этической дилеммой, которая однажды может возникнуть перед вами, студентами-журналистами и стажерами, на регулярной основе в своей позиции по вопросам этики.

Так что, если у вас когда-нибудь возникнут сомнения относительно того, что делать в той или иной ситуации, как поступить, загляните к нам на сайт или не стесняйтесь проконсультироваться со своими наставниками с факультета журналистики или с коллегами по «цеху», если вы уже работаете в какой-либо редакции. Сказать, что вы не знаете, не является достаточно хорошим ответом на нарушения этических норм. Но, будьте уверены, если вы зашли к нам на сайт и прочли всё, что написано по ссылки ниже, то мы вам гарантируем, что сведения об этических нормах для журналиста вы получили в полной мере, и этого вполне достаточно, чтобы не опростоволоситься и не опозорить профессию «журналист».

Вот этот «Кодексе профессиональной этики российского журналиста» вы можете прочитать и выучить наизусть, кликнув по выделенному названию, если вы собираетесь стать сотрудником СМИ.

И ещё что нужно знать об этике журналиста

Искусство журналиста заключается в том, чтобы он всегда ориентировался на целевую аудиторию. Также немаловажное значение для журналиста имеет эмоциональный опыт его аудитории и соответствующий язык, на котором эта аудитория изъясняется, её интеллектуальный уровень. Все эти факторы автор журналистского материала должен учитывать с тем, чтобы не утратить релевантности, то есть уместности, соответствия запрашиваемой той или иной аудиторией информации.

И последнее, на что я хочу обратить ваше внимание, говоря о творческой составляющей журналистской этике: в отличие от художественной литературы, журналистские тексты должны быть основаны на фактах, и только на фактах. Освещение фактов – это один из важнейших правил журналистики в целом.

Как стать успешным журналистом, читайте на этой странице…