Какие жанра журналистики бывают?

аналитические жанры журналистики
Журналистика работает с формулой «человек решает проблему». Её жанры формируются в зависимости от того, на что именно нацелено внимание журналиста: на человека, проблему или на способ её решения.
Каждый жанр отвечает на свой круг вопросов.
Информационные жанры — заметка, репортаж, отчёт, интервью — смотрят на способы решения вопросов.
Художественные жанры в журналистике – зарисовки, очерки, фельетоны, памфлеты, эссе, истории, рассказы и пр. — направлены на человека.
Аналитические жанры — корреспонденция, комментарий, статья, рецензия, обзор печати, письмо, обозрение, ньюс-фиче — фокусируется на проблеме, которую решают люди.
Ньюс-фиче
Этот жанр называют новостной историей. Известен также под терминами:
• Trend story;
• Magazine story;
• Wall Street Journal Story.
Статьи, написанные в стиле ньюс-фиче, заглядывают в будущее и отвечают на вопрос «что нас ждёт?».
Основываясь на фактах, журналист прослеживает тенденцию и концентрируется именно на ней, придерживаясь следующей схемы:
- Зарисовка по теме статьи.
- Введение, дающее понять, важность события для читателя.
- Ответы на вопросы «почему?», поиск причин случившегося.
- Неожиданное решение проблемы.
Зарисовка привлекает внимание читателя. Она является срезом всей статьи, который позволяет определить, о чём будет повествование. Это крупный план, описывающий историю, которая станет костяком для всей статьи. Для подчёркивания тенденции случившегося, в статью добавляется параллельная история.
Следующий шаг — дать общую картину. Описываются актуальные детали для контекста написанного, приводится статистика, даётся комментарий эксперта. Это общий план. Ньюс-фиче состоит именно из чередований таких планов. Частота смены планов усилит динамичность повествования.
Аналитическая статья
Строится на противопоставлении тезиса и антитезиса. Журналист использует логику и доказательную базу применимую как к утверждаемому, так и противопоставляемому факту. Он не высказывает своё мнение, ссылаясь на экспертов и предоставляя читателю самому решить, где истина.
Аналитическая статья гораздо объёмнее ньюс-фиче. На их написание уходят недели и занимаются ими профессиональные журналисты.
Итак, подытожим, что же такое жанры журналистики и какими они бывают:
«Жанры журналистики — устойчивые формы журналистских произведений. Жанрообразующие признаки — предмет (что отображается), метод (как отображается) и функция (с какой целью).
Новостные жанры (короткая новость, расширенная новостная заметка, «песочные часы» и информационное интервью) используются для рассказа о событии путем поиска ответов на основные шесть вопросов (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом?).
Жанры рациональной публицистики (ньюс-фиче, комментарий, аналитическая статья и экспертное интервью) применяются для вписывания уже известного события в контекст путем установления его связи с другими событиями методом логического анализа.
Жанры эмоциональной публицистики (репортаж, фиче, личностное интервью и портрет) предназначены для описания людей в драматических ситуациях, чтобы вызвать эмоциональную реакцию читателей.
Темой журналистского произведения является проблемная ситуация, идеей — вариант решения проблемы, сюжетом — действия героев материала, кульминацией — решение проблемы или провал попытки ее решить, развязкой — оценка сделанного.
Конфликт может быть внешним, когда происходит столкновение людей друг с другом или с неблагоприятными условиями среды, и внутренним, когда происходит борьба между «хочу», «могу» и «должен» отдельного человека.» (Источник: Колесниченко А.В. Прикладная журналистика. Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.)