4.8
(4)

Этим вопросом — 5 причин зачем читать классику, я задалась неслучайно. Тенденция настоящего времени такова, что люди читают, в основном, беллетристику [от фр. belles-lettres — изящная словесность] — детективы, женские романы, приключения. Ну я и не против, каждый делает свой выбор, имеет право. Я тоже в своё время подсела на детективы, и нон-фикшн мне не чужд, — невыдуманные истории бывают очень даже занимательными.

Апулей, Золотой осел

Апулей, Золотой осел

Но я хочу поговорить о том, что составляет художественную ценность в литературном произведении. Какую роль классическая литература от античности до современности (в отличие от массовой) может играть в судьбе человека? Какой след она может оставить в памяти?

У меня на курсе в институте учились, в основном, молодые студенты. Им было, конечно, гораздо труднее освоить весь объём обучения, ведь он был невероятно большим. Литератур, среди прочих предметов (а их всего было 72), у нас было две — Отечественная и Зарубежная. Эти предметы все первые четыре курса вели сильнейшие преподаватели — Руфина Михайловна Козлова (ныне ушедшая из жизни, скорблю) и Дмитрий Михайлович Новожилов, соответственно. По 80 книг в семестр, в общей сложности, мы проходили, помимо теоретических пособий. О сколько бессонных ночей!

Мы слушали лекции, затаив дыхание, активно участвовали в обсуждении, коллективно готовились к экзаменам, передавая друг другу шпаргалки. Кто-то, конечно, не успевал объять необъятное, уходил в туман невежества. А кто-то читал краткое содержание произведений и как-то выкручивался на экзаменах. Но, я думаю, потом, уже после института, они вернулись к этим книгам, чтобы, всё-таки, их прочитать. Каждому журналисту этот багаж знаний просто жизненно необходим, хотя бы даже для словарного запаса.

Что же касается меня

Мне было проще, я как самая старшая на курсе по возрасту к тому времени уже прочла много книг.  Я вспоминаю свою молодость, когда пропадала часами в библиотеках. Начиная со школы я увлекалась литературными шедеврами, копалась в сборниках стихов, выискивая наилучшие произведения, бередящие душу, читала классиков мирового уровня художественной прозы.

Библиотека НоваиБиблиотеки советского периода были оживлённым местом. Но не сказать, что в читальных залах не было куда яблоку упасть, во всяком случае, не везде. Например, в небольшом украинском городе Черкассах ажиотажа на книги среди населения не было, мы с подругой в читальном зале в гордом одиночестве зависали. А вот в Киеве и Москве спрос на места в читальном зале был велик. И в Ташкенте, где я была на гастролях, в Библиотеке им. А. Навои (на фото) народ активно образовывался. Читальный зал там бы битком набит, приходилось даже какое-то время ожидать, когда освободится место.

С гастролей я везла из городов СССР книги местных издательств, с ошибками, на плохой бумаге, но хоть такие, потому что книги в то время были большим дефицитом. Ехали книги в автобусах и поездах или летели в самолёте в ящиках с барабанной установкой, которые никто не проверял. Так собиралась моя домашняя библиотека.

В Москве мне очень повезло с библиотекарем в одной маленькой подвальной библиотеке при моём доме на Волоколамке. Она очень умело проводила навигацию по книгам, ненавязчиво предлагая мне прочесть такие литературные шедевры, от которых моё желание читать никогда не иссякало.

А какие мы диспуты о прочитанном устраивали с моими подругами, передавая книги из рук в руки! Мама моей лучшей подруги всю жизнь покупала книги со своей копеечной зарплаты инженера, — мы их все, конечно же, перечитали.

А как иначе?

Классическая литература — это высокая литература. И она ценна тем, что произведения выдающихся писателей всего мира тем и знамениты, что изложение в них идёт совершенно уникальным слогом, и у каждого автора он свой. Эти книги запоминаются на всю жизнь, потому что они созданы мастерами слова. Есть даже такой термин — бог словесности. Не то что лёгкая литература, впечатлений — на один вечер, и того меньше.

Каждая строчка писателя и, тем более, поэта выстрадана, вымученна, у каждого автора свой стиль, и от каждой книги как будто исходит его энергия. Только истинному художнику слова свойственна способность передать чувства, зацепить за живое, вызвать острейшие эмоции. Эмоциональный окрас, благодаря которому рождаются образы, — это и есть высший пилотаж мастерства. Неважно, о чём рассказывает та или иная книга, важно то, как она написана!

К тому же, вся классика информативна, из неё мы черпаем знания истории и культуры того времени, в котором находятся персонажи. Мы знакомимся с психотипами героев, мы можем представить себе мотивы их поведения и отнести их характер к какому-то качеству — плохому или хорошему. Книга классического писателя — это книга жизни.

Итак:

 5 причин зачем нужно читать классику

Чтение классической художественной литературы от античности до современности имеет огромное значение и может быть очень полезным для читателей. Вот пять причин, зачем нужно читать классику:

1. Понимание истории и культуры

Классическая литература — это не только великолепный слог, и у каждого писателя мирового уровня он свой. И это даже не только освещение каких-то неординарных ситуаций и придумывание хитроумных сюжетов. Классическая литература — это кладезь информации о конкретных исторических событиях и культурных ценностях того времени, о которых идёт повествование. Читая такие произведения, мы получаем глубокое понимание происходивших тогда процессов, мы знакомимся с социальными, политическими и моральными нормами того периода.

Например, польский писатель Генрик Сенкевич, живший в 19 веке сумел достоверно описать в романе “Камо грядеши” жизнь рабов и гладиаторов Древнего Рима во времена правления Нейрона. И это произведение ещё и о том, какое гонение на христиан претерпевали люди тех кровавых времён становления христианства в Римской империи в I веке нашей эры.

“Куда идёшь?” — так переводится с латинского название этой книги, крылатой фразы, сказанной апостолом Петром. «Quo vadis». По преданию, апостол Пётр, пытаясь убежать от репрессий императора Нейрона, повстречал на своём пути Господа, который направлялся в Рим, “чтобы быть снова распятым”. Услышав это, апостол вернулся в город и принял смерть на кресте. А вообще, эта книга о любви, написанная так пронзительно реалистично, что будто бы я сама побывала в той эпохе.

Или взять роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Читая этот шедевр мировой литературы, мы можем не только насладиться богатством русского языка, но и понять, как жили и мыслили люди во время Отечественной войны 1812 года.

А читая “Ночь в Лиссабоне” немецкого писателя Эриха Марии Ремарка, живо представляешь себе, какие лишения испытывали немцы-эмигранты, бежавшие от фашистского гитлеровского режима во время Второй мировой войны из своей родной Германии.

Этот список можно продолжать бесконечно. Почти в каждом произведении классиков освещены исторические события и культурный код того времени.

2. Расширение кругозора

Чтение классической литературы знакомит нас с разными жанрами, стилями, идеями и темами. Она предоставляет нам возможность познакомиться с культурой различных стран, с образом жизни героев нетленных произведений, с которыми мы не могли бы столкнуться в повседневной жизни.

Например, в античном романе “Золотой осел” или “Метаморфозы” древнеримского писателя II века нашей эры Апулея рассказывается о похождениях одного беспутного, развратного знатного юноши, который очень любил женщин и интересовался колдовством. И эти увлечения были вполне себе в духе того времени. И вот, наш герой хотел стать птицей и полететь, но по чистой случайности был обращён в осла.

Да, это метаморфоза без прикрас. Частично автобиографическое повествование одного из самых знаменитых писателей того времени основано, предположительно, на греческих записках эротического характера, не сохранившихся до наших дней. “Ну и времена, ну и нравы!)))” — хочется воскликнуть. “Золотой осёл” стал первым европейским плутовским романом.

А в «Гамлете» Уильяма Шекспира мы видим образ жизни и моральные ценности датского королевства XVI века. Жанр этого произведения — симбиоз трагедии и хроники, пьеса в стихотворной форме. Это одно из величайших, знаменитейших шекспировских произведений, наиболее часто цитируемое в мировой драматургии.

3. Развитие эмпатии и социального разума

Классическая литература изучает вопросы морали, этики, человеческой психологии, что помогает нам развить эмпатию и понимание различных точек зрения. Мы можем сопереживать героям, понимать их решения и сочувствовать их судьбам.

Например, роман «Преступление и наказание» Федора Достоевского позволяет нам заглянуть в душу преступника, понять его мотивы и ощутить этическую дилемму, перед которыми он стоит. Да, Раскольников убийца, а Соня Мармеладова работает “по жёлтому билету”, но они — продукт своей эпохи, времени перемен, когда отмена крепостного права повлекла за собой рост преступности и падение нравственности у населения России середины 19 века.

4. Современная релевантность

Хотя большинство классических произведений могут быть написаны десятилетия, столетия или даже тысячелетия назад, многие из них до сих пор актуальны и отражают современные проблемы и темы для обсуждений.

Например, роман «1984» Джорджа Оруэлла, написанный в 1949 году, затрагивает вопросы индивидуальности, приватности и политического контроля, и все эти вопросы можно смело поднимать и ставить и сейчас, они вполне отражают современную действительность.

Во многих странах, в той же Великобритании,  где происходят события романа, да и не только там, и сейчас отсутствует свобода слова, а инакомыслие преследуется. Англичанин Оруэлл писал свой роман как фантастическую антиутопию под впечатлением от романа “Мы” русского писателя Евгения Замяина. И, как многие великие писатели, он оказался провидцем. Строгая цензура, касающаяся освещения политической повестки дня, сегодня имеет место быть и в Туманном Альбионе тоже, как у Замятина — в СССР. Думаю, не такая утрированная, как в “1984”, но всё же, она добралась и до прогрессивного Запада.

А когда, собственно, её не было, этого государственного контроля? В эпопее Джона Голсуорси “Сага о Форсайтах”, в 1-м томе описаны картины насилия над человеческим естеством, которое было закреплено законом вплоть до начала 20 века. Тогда было очень сложно получить развод, если один из супругов был категорически против. Да даже если оба супруга хотели развестись, они должны были вытащить на обсуждение общественности свою интимную жизнь во всех подробностях. И даже после этого им назначался испытательный срок. Диву даёшься, до какой степени пуританства доходила судебная система этого государства всего-то век назад! Откуда бы я об этом узнала, если бы не читала книг, — задам риторический вопрос.

А в наши дни там, на Западе, прописаны законы диаметрально противоположные тем старинным. И они тоже заключают в себе своего рода нравственное насилие над личностью, над теми, кто против таких законов, как однополые браки, например, или закон об уголовном наказании родителей, не дающих согласие на смену пола своих детей. Я уверена, что во многих современных семьях ничуть не в меньшей степени переживается трагизм чувств людей от насилия и подавления воли со стороны государства, чем это было в 19 веке.

5. Развитие навыков анализа и критического мышления

Чтение классической литературы помогает развивать навыки анализа, критического мышления и интерпретации. В классических произведениях часто встречаются сложные и глубокие темы, символы и метафоры, требующие концентрации внимания и глубоких размышлений. Например, роман «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда включает намеки на пресловутую американскую мечту, на искажение собственной идентичности героев и проблемы в понятии красоты и богатства.

Анализируя прочитанные книги, мы начинаем понимать глубинные процессы любого общества. Ведь психология человека по истечении времени не меняется. И во времена оно, и в настоящем люди поступают согласно своим качествам характера и обстоятельствам, в которые они попадают. И классическая литература все эти моменты описывает так, чтобы можно было на эти образчики ориентироваться.

А ещё, классические произведения запоминаются на всю жизнь, а беллетристика в одно ухо влетает, в другое вылетает (ну или в глаз).

Резюмирую

В целом, классическая художественная литература от античности до современности предлагает множество преимуществ для читателей. От познания истории и расширения кругозора до развития эмпатии и навыков анализа. Она остается важной частью нашей культуры и необходима для понимания себя и мира вокруг нас.

Мою статью «Какие книги по литературе журналисты изучают в вузе?» читайте здесь…

Шпаргалки для подготовки к экзаменам по журналистике

Видеокурс для речевых профессий

Предлагаю пройти мой авторский онлайн-курс по риторике «ГОВОРИ И ВЛАСТВУЙ! Как оратору завладеть вниманием аудитории?” — для видеоблогеров и представителей всех речевых профессий. Это уникальный цифровой курс, который состоит из 2-х модулей с практическими упражнениями. Вы можете заниматься ими в удобное для вас время и вдали от любопытных глаз и ушей.

Подробнее о курсе по риторике «ГОВОРИ И ВЛАСТВУЙ! Как оратору завладеть вниманием аудитории?” узнайте здесь — https://info-hit.ru/course-govori-i-vlastvuy-kak-oratoru-zavladet-vnimaniem-auditorii/ 

Программа курса «ГОВОРИ И ВЛАСТВУЙ!»:

Модуль 1.

“Чистая практика” (закрепление изученного материала в мини-кусе ”Три кита техники речи: дыхание, голос, дикция”) Упражнения и техники для улучшения голоса и артикуляции при выступлениях на публике, озвучке видео, деловом общении, ну и просто коммуникации с кем-либо.

Модуль 2.

“Я оратор” Основы ораторского искусства, а именно — подготовка к выступлению, правила риторической руки, ТАП-аргументация, приёмы избавления от страха публичного выступления и др.

Видеокурс для освоения техники речи:

Мини-курс ”Три кита техники речи: дыхание, голос, дикция”. Теоретическая часть с примерами о таких составляющих устной речи, как дыхание, голос, дикция и элементы орфоэпии — https://info-hit.ru/course-tri-kita-tekhniki-rechi-dykhanie-golos-diktsiya/

 

Мои аудиокниги в Литресhttps://www.litres.ru/author/irina-sevrugina-32933620/

Если у вас возникнут вопросы, вы можете связаться со мной в соцсетях —

Телеграм — @sevira21 и канал Студия SEVIRA https://t.me/studio_sevira, Студия SEVIRA Chat —  https://t.me/+AocK6VkeJjAwOGQ6 

ВК. — https://vk.com/isevryugina  

YouTube — http://www.youtube.com/c/ИринаСеврюгина14   

WhatsApp — https://chat.whatsapp.com/IyX9rlP4tnZ7OnQI6cdUrk  

Я обязательно отвечу!

РЕКЛАМА, «Студия SEVIRA», Erid: 2VtzqxaNTvx

Подписывайтесь на рассылку сообщений в форме справа на Главной странице, и вы не пропустите ни одного важного события на этом сайте.

блогер

Что ещё можно почитать на моём сайте…

Как вести свой блог согласно Google-навыкам?

6 способов как журналисту зарабатывать в интернете

12 простых приёмов ораторского искусства, которые из обычной речи делают речь великого оратора

5 вопросов про SEO-оптимизацию. Что это такое

С какого возраста можно становиться видеоблоггером?

Как стать журналистом без образования

8 основных способов как стать успешным блогером в YouTube (или в Rutube), в Вконтакте и на сайте

Программы и сервисы для блоггера — ТОП 10 необходимых ресурсов, которые должен освоить блогер

Как готовиться к публичному выступлению — 5 правил. “Риторическая рука” и другие техники, с помощью которых оратор сможет завладеть вниманием аудитории

Шпаргалки для подготовки к экзаменам по журналистике

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок: 4

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.